Власти Польши пытаются пересмотреть итоги Второй Мировой Войны: поставить СССР в один ряд с гитлеровской Германией



    Главная страница
    О нашей организации
    Информационный центр
     Партийные новости
     Online-конференции
     Региональные организации
     Новости страны
     Видео-новости
     Пресс-релизы, официальные документы
     Интервью, выступления
     Статьи
       Мы и они. Статьи членов КПРФ и о КПРФ
       PR вместо политики. Статьи о выборах и судьбе российской демократии
       Экономика абсурда. Статьи об состоянии российской экономики
       Цена свободы слова. Статьи о положении СМИ
       Либеральный фашизм. Статьи о беззаконии власти
       По кодексу бесчестия. Статьи на криминальные темы
       Последний рубеж. Статьи о российской армии
       За державу обидно. Статьи о внешней политике России
       Откуда исходит угроза миру. Статьи о международных делах и проблемах глобализации
       Культурная революция. Статьи о культуре, религии и вопросах национальной политики
     Аналитика
     Акции
     Выборы
    Акции протеста
    Агитатору (скачай и распечатай)
    Персоналии МОК
    Наша история
    Наши ссылки
    Политпросвещение
    Новые левые
    Народные новости




Рассылка материалов МОК



 
Правда.Инфо
 

 




















Разработка NZVD




Культурная революция. Статьи о культуре, религии и вопросах национальной политики


О политической позиции современного художника


27.09.2005
Анатолий Осмоловский, Вперед

1. Должен ли и может ли современный художник занимать политическую позицию?

Современный художник находится в довольно сложной ситуации. С одной стороны, его вынужденно подчиненная роль связана с высшим классом и требует от него солидарности с ценностями капиталистического общества, с другой стороны — именно это общество (а точнее — его организация) отрицает само искусство.

Главной ценностью искусства является идеал тщательно сформированного, именно этот идеал входит в фундаментальный конфликт с капиталом. Поэтому я часто говорю, что все настоящие художники — левые, даже если они не разделяют на сознательном уровне левые ценности. Создание подлинного произведения искусства требует от художника необычайной моральной и волевой концентрации. Французский философ Жиль Делез называл художников атлетами духа, имея в виду проявление ими беспрецедентных духовных качеств. Здесь важно заметить, что эти качества не имеют никакого отношения к традиционным моральным ценностям. Художник — это, прежде всего, экспериментатор, причем зачастую стявящий опыты над с собственной жизнью. Поэтому среди художников так много отклонений (психических или нравственных). Все это я пишу для того, чтобы было понятно: художник де-факто занимает активную левую позицию, даже если на сознательном уровне он аполитичен или даже реакционен.

Конечно, печально наблюдать случаи путанного сознания, фатальное расхождение между искусством и самоощущением, но подобные эксцессы не умаляют значение того или иного художника. Но такие ситуации довольно редки. Например, немецких нацистов (и близких им реакционеров) поддержало довольно малое количество выдающихся авторов. Это Кнут Гамсун, Эзра Паунд, Селин, Мисима, еще ряд второстепенных литераторов. В Италии на первом этапе Муссолини пытался интегрировать футуристов в собственный политический режим.
Примеров связи художников с различными левыми движениями ХХ века несравненно больше. Можно сказать, что абсолютное большинство людей искусства видело себя именно в левой перспективе. Левая мысль была для художников привлекательна еще и из-за своей инновативности, экспериментальности. Идеал цельного человека, провозглашаемый марксизмом, необычайно созвучен любому художнику, ибо цельность, даже если она отвергается как недостижимое состояние, все равно является желаемым горизонтом искусства.

Необычайно важно и обратное движение — от левых политиков к искусству. Настоящим левым можно считать такого политика, для которого искусство является неотъемлемой частью повседневной жизни. Стоит подчеркнуть: не эксплуатация искусства с целью получения сомнительных политических выгод общественного PR, а проявление глубочайшего духовного интереса. Я, конечно, не имею ввиду, что левый политик должен быть искусствоведом, но лучшие достижения человечества в области искусства, несомненно, должны занимать значительную часть его повседневной жизни, ибо освобождение человечества, в конечном счете, делается во имя искусства — свободного творчества каждого.


2. Как современный художник выстраивает свои отношения с господствующим классом?

Это, наверное, самый болезненный для художника вопрос. В капиталистическом обществе искусство невозможно без денег. Более того, капиталистические отношения требуют от художника часто неадекватной денежной оценки своих работ. Конечно, картина даже гениального современника не может стоить несколько миллионов долларов, но такова логика капитала. Если ты хочешь указать на свою уникальность, не сводимую ни к каким деньгам, — она все равно должна выражаться в «уникальной» цене. Искусство всегда было связанно с господствующим классом, от рабовладельческих времен до наших дней. Фатальной ошибкой было бы по этой причине отрицать саму необходимость искусства. Поэтому все разговоры о продажности, конъюнктурности того или иного настоящего художника, как правило, не стоят и выеденного яйца.

Искусство может выжить в самых неблагоприятных условиях. И нонконформизм не является для него какой-то вневременной индульгенцией, а самое последнее холуйство — убийственной и бесповоротной оценкой. Можно вспомнить на кого работали самые выдающиеся художники человечества — Леонардо, Рафаэль, Микеланджело. Настоящий левый художник должен ясно понимать свое место в классовой структуре общества — именно с этого начинается левая позиция. Махание же красным флагом на вернисажах в перерывах между приемом очередного бокала шампанского к подлинной левой позиции не имеет никакого отношения. Подобных персонажей сейчас развелось немеренно. Левый бренд и символика — сейчас это ходовой товар, потому и на рынке так много псевдолевых художников. Они представляют для левого движения серьезную опасность, так как сознательно или бессознательно его дискредитируют.

Возвращаясь к поставленному вопросу: скорее было бы правильно его несколько переформулировать. Не как современный художник выстраивает эти отношения, а как сам господствующий класс их выстраивает. Ибо активную позицию здесь занимают представители господствующего класса, а не художники. Буржуазия фетишистски потребляет искусство, т.е. оно включает его в собственную систему престижа. Даже самые преданные ценители не упустят возможности подзаработать на искусстве. Самый фрустрирующий для художников институт — это т.н. вторичный рынок — система аукционов и перепродаж. Еще вчера твою работу с большим скрипом купили за три-четыре тысячи, и вот, через два года она стоит сотни тысяч; или, наоборот — за нее никто не дает и десяти долларов, (что произошло, к примеру, с работами Тимура Новикова во время ликвидации Инкомбанка и распродажи его коллекции).

С другой стороны, нельзя не отметить, что искусство занимает по отношению к капиталистическим отношениям критическую позицию. Но эта критическая позиция выражается имманентно, т.е. она изначально присуща подлинному искусству и не обязательно должна быть выражена в каких-то привычных символах типа красного флага или звезды.


3. Можно ли считать художника наемным рабочим?

Нет. Прежде всего, потому что настоящий художник добивается и удерживает в себе качество уникальности. Квалифицированный рабочий тоже может в определенной степени добиться этого качества, но именно в искусстве оно является конститутивной составляющей. Несводимость ни к чему иному, кроме самого себя — одно из определяющих качеств настоящего искусства — дает художнику определенно привилегированное место. Конечно, это место только в известной степени привилегированное. В нем есть и обратная сторона, иногда фатально меняющая сознание. От уникальности до мании величия — дистанция небольшого размера.

С другой стороны, капиталистическое общество воспринимает художника и его творчество как часть сферы услуг. И здесь не столь важно, эксплуатирует она его как производителя уникальных объектов или как разработчика каких-то инновативных политических технологий — в равной степени такое понимание унизительно для искусства. Искусство не имеет никакого отношения к развлечению, к досугу или отдыху. Оно всегда требует определенной духовной работы, работы связанной с пониманием. Если и искать какой-то прагматический смысл у искусства, то это воспитание навыков понимания чегото сложного, загадочного, неоднозначного. Человек, способный понимать искусство и получать от этого понимания истинное наслаждение, фантастически повышает свои адаптивные возможности и собственную креативность.

Искусство так же учит человека не жить сегодняшним днем, как это принято в либеральном обществе, разрушительном для личности. Например, голливудская продукция, часто паразитирующая на самых примитивных человеческих чувствах, имеет очень отдаленное отношение к искусству. В рамках этой системы, действительно, художник не более чем наемный рабочий. Там, где мы сталкиваемся с наемным творческим трудом, т.е. трудом представляющим собой ряд грамотно выполненных технологичных операций, обычно нет искусства или оно сведено к своей самой примитивной форме. Надо с большой опаской относится к любой художественной продукции, несущий в себе развлекательный момент.

Нет, конечно, искусство может содержать в себе элементы завлекательности, но в известной мере. Еще один яркий пример на эту тему — поп-музыка (к поп-музыке я отношу и рок и джаз). В этих жанрах иногда появляются выдающиеся деятели (Курт Кобейн, например), но даже эти крайне редкие примеры свидетельствуют не более, чем о невозможности выражения человека в данных формах.

Музыка Nirvan'ы как бы пытается выпрыгнуть из самой себя — чем это закончилось — хорошо известно. Здесь очень уместно привести бескомпромиссное высказывание Адорно, немецкого философа-марксиста 60-х годов: «Тот, кто притоптывает в такт «бренчащей» музыки — склоняет голову перед социальным угнетением». Действительно, разве это рефлекторное притопывание — не является бессознательной моделью нашего повседневного «притопывания» всяким капиталистическим мерзостям?



 
Жизнь страны глазами СМИ:
Ставленники Мединского Бояков и Прилепин довели МХАТ им. Горького до ручки (25.06.2019)   |   Анатомия реновации: кто зарабатывает на строительстве домов для жителей пятиэтажек (09.06.2019)   |   Власти Польши пытаются пересмотреть итоги Второй Мировой Войны: поставить СССР в один ряд с гитлеровской Германией (03.06.2019)   |   Бесцветный полк - не наше дело, шагайте в Сталинском полку! (08.05.2019)   |   Сергей Летов: Не переношу музыки в качестве фона (27.03.2019)   |  


 



Голосование

Партийные новости

 
24.06.2019
 
Дискуссия "Свобода слова в буржуазном обществе" (анонс)
 
18.06.2019
 
К административной ответственности за участие в акциях протеста в Алматы и Нур-Султане привлекли почти тысячу
 
15.06.2019
 
Классовые союзы Греции одержали важную победу над профсоюзной мафией
 
08.06.2019
 
Алёна Агеева: Мы уже наблюдаем возникновение резистентной волны в странах "третьего мира"
 
03.06.2019
 
Сайт Конфедерации труда России заблокировали в Казахстане
 
31.05.2019
 
Как придворные «коммунисты» борются с интернетом и социальными сетями в Казахстане
 
29.05.2019
 
Компартия Греции и выборы в Европейский парламент
 
24.05.2019
 
Рок-коммунары у Добрера: "Строки и звуки", "Утро в тебе" (анонс)
 
22.05.2019
 
Евразийское бюро ВФП призвано объединить передовые объединения рабочих стран СНГ
 
21.05.2019
 
Социалистическое движение Казахстана - за активный бойкот президентских выборов
 
17.05.2019
 
Флешмоб солидарности с восставшим против храмостроя Свердловском у памятника Свердлову (анонс)
 
13.05.2019
 
Свободу Сыроежкину! Обращение представителей научного и экспертного сообщества Казахстана
 
08.05.2019
 
Бесцветный полк - не наше дело, шагайте в Сталинском полку!
 
05.05.2019
 
Попытку право-либерального переворота в Венесуэле осудила ОКП
 
28.04.2019
 
Айнур Курманов: Бойкотировать казахские выборы без выбора!
 
26.04.2019
 
Рок-концерт под лозунгом «За свободу, против фашизма» (анонс)
 
23.04.2019
 
Первомайская демонстрация в Москве с ОКП (анонс)
 
20.04.2019
 
Компартия призывает трудящихся Судана к активным действиям и к международной солидарности
 
11.04.2019
 
Митинг "Защитим Москву!" (анонс)
 
10.04.2019
 
Прогнозы СДК сбылись с невероятной точностью, значит дальше нас ждёт борьба!