Что такое теоретическое классовое сознание пролетариата



    Главная страница
    О нашей организации
    Информационный центр
     Партийные новости
     Online-конференции
     Региональные организации
     Новости страны
     Видео-новости
     Пресс-релизы, официальные документы
     Интервью, выступления
     Статьи
     Аналитика
     Акции
     Выборы
    Акции протеста
    Агитатору (скачай и распечатай)
    Персоналии МОК
    Наша история
    Наши ссылки
    Политпросвещение
    Новые левые
    Народные новости




Рассылка материалов МОК



 
Правда.Инфо
 

 




















Разработка NZVD




Интервью, выступления


Карин Клеман: "Жёлтые жилеты" напоминают участников движения против монетизации льгот


04.12.2019
Bombus

 

27 ноября российские пограничники в аэропорту Шереметьево не пустили в Россию известного социолога и активистку из Франции Карин Клеман. На паспортном контроле ей вручили постановление ФСБ о запрете на въезд в страну на десять лет «в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства». Карин жила в России с 1994 по 2018 годы, преподавала в российских вузах. Год назад она вернулась во Францию, где занялась изучением движения «желтых жилетов». В Москву летела на социологическую конференцию с докладом о протестном движении во Франции. Корреспондент Bombus Алексей Сахнин поговорил с француженкой о том, что ей так и не удалось рассказать российской аудитории

Карин, что было темой не состоявшейся лекции

— Главная — сравнительный анализ движения «желтых жилетов», которое я изучаю последний год, и тех, кого в России называют «ватниками» — бедных работающих людей из глубинки. Когда я первый раз столкнулась с «желтыми жилетами», особенно в родной Лотарингии, они мне сильно напомнили людей, с которыми я беседовала и просто общалась в России. Это те же самые судьбы. Заброшенные и всеми забытые работяги, они живут в своих городах и поселках, тяжело трудятся, но получают очень маленькие зарплаты. Им все время приходится бороться за выживание. И они долгие годы вообще не понимали, что с ними происходит. 

Первое, что мне бросилось в глаза, — и у нас, и у вас они сталкиваются с одинаковым социальным презрением со стороны «прогрессивной» интеллигенции, тех, кого в России иногда называют людьми с хорошими лицами, а у нас в народе — бобо, богемные буржуи. В России эти люди сконцентрированы на столичных протестах, связанных с выборами, и игнорируют проблемы тех, кто борется за выживание в глубинке. А во Франции интеллектуальная элита предпочитает борьбе за социальное равенство более политкорректные темы — защиту прав мигрантов, гендерное равноправие и т.д. 

Я изучала дискурс, который используется для описания «маленького человека». И во Франции, и в России он очень похож: их представляют пассивными, безынициативными, пьяницами, лентяями, неудачниками, приспособленцами, нытиками, которые ничего не могут добиться сами и клянчат подачки от государства. Во Франции — еще и как стихийных консерваторов, расистов, гомофобов и сексистов. А в России эти штампы в устах либеральной интеллигенции переводятся как упрек в каком-то имманентном лоялизме, чуть ли не в рабской психологии. 

Но это — новые отверженные, люди, подвергающиеся эксплуатации. Если добавить тяжелые условия жизни, полную и резкую смену системы (как в России) или тихие и медленные неолиберальные реформы (как во Франции), то нет ничего удивительного в том, что они так долго были пассивны. Им просто не за что ухватиться: ни идей, ни образа будущего, ни собственных организаций и системы ценностей. Нет даже общего языка, на котором можно сформулировать программу перемен. 

Однако растерянности приходит конец. Люди вовсе не так пассивны, как это кажется. И с началом движения «желтых жилетов» во Франции это стало очевидным. 

Странно, что тебя не пустили в Россию. Многие либеральные оппозиционеры сочли бы твои взгляды по-настоящему «ватническими»… 

— Да, они меня за это часто ругали. Я никогда не скрывала, что на стороне тех самых «ватников», Уралвагонзавода… Знаешь, кого больше всего напоминают активисты «желтых жилетов»? Участников движения против монетизации льгот в 2005 году в России. Тогда точно так же, как во Франции в прошлом году, власти нанесли удар по социальной сфере. И точно так же никто не ожидал, что люди восстанут. А они восстали, как это произошло в прошлом году у нас здесь. Это было массовое, общенациональное, стихийное и радикальное движение. Оно запустило глубокие процессы перемен в самой толще общества — и во Франции сейчас, и в России тогда. С этого «бунта ватников» начинается история перемен, которую привилегированные классы стараются либо высмеивать, либо подавлять. 

Во Франции с 80-х происходила медленная ликвидация социального государства, постоянные урезания социальных и трудовых прав, сокращения государственных расходов на социальную и культурную инфраструктуру, особенно в регионах. Стало труднее найти стабильную работу. Многие люди в глубинке полностью отдались поиску заработка, вернее, способов выживания. И тут же оказывались в ловушке: дом — машина — работа и наоборот. Сократилась сфера общения, тем более что люди стали стесняться своей бедности и неустроенности. Ослабело влияние профсоюзов, партий (особенно компартии, но не только), которые традиционно выступали каналами социализации для людей из низов. Многие заперлись в своем одиночестве. И когда в прошлом ноябре сотни тысяч французов вдруг вышли на улицы — они вдруг встретились впервые после долгих лет. Они увидели, что их много. Признали друг в друге достойных и заслуживающих уважения людей. Стали знакомиться, общаться и создавать альтернативную социальную ткань, как бы новое общество. Никто не ожидал такого. Вот отсюда эта эйфория. «Желтые жилеты» вновь почувствовали себя нацией, народом. Поэтому они и выбрали своим символом триколор: для них очень важно наследие нашей революции, создавшей французскую нацию. 

В России ничего подобного «желтым жилетам» пока нет. В чем тогда общность? 

— В России произошло то же, но другим образом. Я считаю, что популистский и патриотический дискурс официальной пропаганды, сыграл, как ни странно, положительную роль в развитии сознания трудящихся классов. Этот дискурс вернул им минимальное самоуважение. «Раз сам Путин нас уважает, значит, мы чего-нибудь да стоим», как бы мыслили эти люди. Они смогли почувствовать твердую почву под ногами, обернуться к окружающему миру и сказать «мы». Они осознали себя как народ, вернее, как «простой народ». То есть та стадия, которую мы во Франции преодолели благодаря восстанию «жилетов», в России была подготовлена за путинские годы стабильности. Но дальше получилась другая штука: пропагандистский дискурс стал постепенно выходить из-под контроля Кремля. Все СМИ твердят о России, которая встает с колен. Но этот тезис не находит подтверждений на уровне повседневной жизни. И тогда люди начинают интерпретировать его по-своему, в собственных интересах, а не в интересах правящего класса: «Если Россия — богатая, мощная страна, то почему мы живем так плохо?». И вот это ключевое местоимение «мы» уже никуда из этого уравнения не уходит. 

Ты все-таки веришь, что социальные низы снова окажутся способны стать самостоятельным участником большой истории

— Я сейчас много размышляю об этом, и мне кажется, что в глубине нашего общества (и во Франции, и в России) происходит процесс восстановления «народной культуры» — в том смысле, в котором этот термин использовал Михаил Бахтин, когда писал о французской народной культуре позднего средневековья и Ренессанса. Возникают какие-то социальные ячейки, свободные от влияния сверху. Люди, конечно, могут ошибаться, действовать неправильно с точки зрения «просвещенных интеллектуалов», но они сами попытаются разобраться и найти ответы на все вопросы. Вот что, как мне кажется, пугает политиков, как слева, так справа. Этот процесс создания новой народной культуры — самое главное, что сейчас происходит с движением «жилетов». Его вытеснили из столицы, но оно продолжает тлеть по всей стране. «Желтые жилеты» теперь встречаются на круговых дорожных развязках — съезжаются туда в свободное время, вагончики ставят, палатки разбивают, общаются, спорят, вынашивают новые планы. 

А в России? У нас есть «народная культура» по Бахтину? Эта автономия социальных низов от элиты? 

— Думаю, да. У вас пока нет общего пространства, где люди постоянно встречаются, но есть маленькие аналоги. Например, гаражи, где мужики ремонтируют свои машины, выпивают, говорят обо всем на свете, в том числе о политике. У женщин таким аналогом являются регулярные чаепития. Современные российские рабочие вновь оценили свою среду: они стали больше собираться и общаться не ради выживания, а просто потому, что это приятно. 

Как описать основные элементы этой народной культуры? И хотя бы контуры того социального проекта, который из нее может вырасти? 

— Начнем с того, что большинство активистов «жилетов» — это вчерашние обыватели. Люди, бесконечно далекие от политики, полностью погруженные в свою частную жизнь, всего за год гражданской активности полностью преобразились. Я собираю интервью у своих респондентов и просто поражаюсь тому, насколько высоким бывает уровень социального анализа у этих простых людей. Никакие штампы, которые им кидали в лицо наши СМИ, не работают. Практически никто из них не обвиняет во всех бедах мигрантов. Большинство очень хорошо понимают и могут с цифрами показать, кто выигрывает от существующей системы. И это понимание дает перспективу: свет в конце тоннеля, направление, в котором надо идти. По сути, сегодня происходит переосмысление нашей великой триады «Свобода, равенство, братство». 

Свобода как ценность резко выросла в цене, потому что люди вдруг столкнулись с неожиданной жесткостью полиции и властей. Многие усомнились в привычной догме «мы живем в демократии». Активисты все чаще называют наш режим авторитаризмом, политическую систему — диктатурой, используется и хорошо известное в России слово «олигархия». 

Равенство как ценность для Франции всегда была очень важна. Но последние десятилетия господствовала рыночная идеология: чтобы хорошо жить, надо опираться на собственные силы и много работать. Поэтому у нас долго существовал конфликт между «нижним средним классом» и теми, кто находится в самом низу пирамиды. Первые считали вторых лентяями, чуть ли не паразитами. Но пережитый опыт общей борьбы заставил многих французов вновь вернуться к идеям равенства: оказалось, что у многих достойных и талантливых людей просто нет возможности жить своим трудом. Зато очень резко обозначился социальный конфликт с верхушкой. 

И, наконец, братство. Сейчас это главный элемент в нашей триаде. Если во времена Робеспьера акцент делался на свободе, во времена подъема рабочего движения и популярности социалистических идей — на равенстве, то теперь, мне кажется, наступило время особого значения братства. И это та часть «утопии», которую активисты «желтых жилетов» пытаются на практике воплотить здесь и сейчас. Есть огромная взаимопомощь между активистами, хотя всего несколько месяцев назад вообще не интересовались друг другом. Есть очень высокое самоуважение: если ты «желтый жилет», то ты сразу, авансом получаешь признание и уважение в сообществе. 

Российские СМИ с большой симпатией освещали движение «жилетов». Как же вышло, что за эту пропаганду свободы, равенства и братства тебя не пустили в Россию, которой ты отдала почти четверть века? 

— Я просто изумлена этим решением российских властей. Не понимаю, почему меня наградили статусом «угрозы национальной безопасности». У меня три версии. Первая — ко мне вернулась моя биография, когда я бурно занималась общественным активизмом. Но почему это происходит сейчас, когда я уже десять лет этим не занимаюсь? Вторая — это очередная общая истерика, кто-то наверху боится потерять контроль над ситуацией в стране и хочет нейтрализовать всех потенциальных лидеров. Но почему я попала под эту статью? И третья версия — это личная месть со стороны людей, с которыми у меня были конфликты, и которые задействуют свои связи для решения собственных проблем. В общем, меня под конвоем усадили в самолет и депортировали. В самолете заставили сидеть на отдельном месте сзади, и выходить разрешили только после того, как вышли все пассажиры. 

А во Франции тебе статус пострадавшей от путинского режима поможет, например, делать карьеру? 

— Вряд ли. До сих пор мои связи с Россией, скорее, мешали академической карьере. Во Франции работа в России не считается заслугой. Кроме того, если ты специалист по этой стране, тебе лучше быть либо пропутинским, либо антипутинским. У меня более нюансированная позиция. Но оттенки смыслов сегодня, к сожалению, мало востребованы.

 



 
Жизнь страны глазами СМИ:
Ну, с монархической конституцией вас! Четвёртого - в Сокольники, соколики (02.07.2020)   |   Белоруссия перед лицом турбо-капитализма (28.06.2020)   |   Береглись от одного коронавируса, а реальный Коронавирус уже подправил конституцию (16.06.2020)   |   О столкновении новорусского кино с действительностью, летальном для неё (10.06.2020)   |   Путин вернул Россию в 90-е (31.05.2020)   |  


 



Голосование

Партийные новости

 
02.07.2020
 
Ну, с монархической конституцией вас! Четвёртого - в Сокольники, соколики
 
28.06.2020
 
Белоруссия перед лицом турбо-капитализма
 
27.06.2020
 
Акция "Мы не голосовали за обнуление Путина!" (анонс)
 
16.06.2020
 
Береглись от одного коронавируса, а реальный Коронавирус уже подправил конституцию
 
15.06.2020
 
Овсеп Манасарьян о Че Геваре: Вот это сила революции в умах была!
 
09.06.2020
 
Г.Баттерфилд: Правящий класс США натравил расистскую полицию и банды белых расистов на чернокожих
 
06.06.2020
 
Заявление Объединенной Коммунистической Партии по поводу восстания в США
 
31.05.2020
 
Коммунисты Пензы упаковали памятник белочехам в чёрный трупно-мусорный мешок
 
29.05.2020
 
Заявление Президиума Центрального Комитета Объединённой коммунистической партии
 
27.05.2020
 
Дискуссия "Красная волна или саундтрек для вырождения?" (анонс)
 
23.05.2020
 
Мегафоны двадцати турецких мечетей двадцатого мая пропели коммунистическую песню "Белла, чао!"
 
13.05.2020
 
Неофашисты и полицаи не дадут покоя бас-гитаристу "Груп Йорум" и в стамбульской могиле?
 
09.05.2020
 
"Сражались олени и люди..."
 
05.05.2020
 
Московские полицаи отлавливают и сажают в "обезьянник" посмевших отмечать Первомай коммунистов
 
04.05.2020
 
Первомайское обращение ЦК КПГ
 
02.05.2020
 
Александр Кубалов: Многие очень сильно ошибаются, когда думают, что музыка вне политики
 
01.05.2020
 
Красный онлайн-Первомай (трансляция)
 
27.04.2020
 
Письмо Ибрагима Гёкчека, объявившего голодовку за право Grup Yorum выступать в Турции
 
18.04.2020
 
Ноам Хомский: США превратились в центр мирового кризиса
 
17.04.2020
 
Восстание женщин Чили и пандемия